Что такое ИНН

Здравствуйте уважаемые читатели блога.

Часто для идентификации человека в каком-либо учреждении недостаточно предъявить только гражданский паспорт, нас просят дополнительно назвать наши СНИЛС и ИНН.

Мы уже разобрались, что такое СНИЛС, поэтому осталось выяснить, что такое ИНН, зачем он нужен и где его получить; Это будет обсуждаться позже.

ИНН — это идентификационный номер налогоплательщика

Одним из основных источников доходов государственного бюджета являются налоги, взимаемые с физических и юридических лиц (примечательно, что половину составляет НДС). Каждый гражданин и юридическое лицо, осуществляющее трудовую деятельность, получает за это вознаграждение, то есть доход.

Эти люди обязаны отчислять часть своих доходов в государственный бюджет. Следовательно, они налогоплательщики. Каждая категория имеет свои налоги. Но сути это не меняет.

Государство ведет строгий учет всех налогоплательщиков. До 1994 года бухгалтерский учет велся по ФИО для физических лиц, а по наименованию организации — для юридических лиц. В конце 20 века возникла необходимость создания единого централизованного реестра налогоплательщиков.

Для технического исполнения этой задачи было принято решение о присвоении каждому из налогоплательщиков индивидуального номера. Так возникло понятие «ИНН». В 1994 г такие номера были обязаны получить все юридические лица, в 1997 г. – индивидуальные предприниматели (ИП), а с 1999 г. – все физические лица.

Основные сведения об ИНН

В настоящее время создана единая база данных налогоплательщиков. Контролируется Федеральной налоговой службой (ФНС). ИНН присваивается физическому или юридическому лицу после его регистрации в ФНС в качестве налогоплательщика. Это установлено в п. 7 ст. 84 НК РФ.

До 01.01.2017 этот номер фиксировался в документе, выдаваемом налогоплательщику, который назывался «Свидетельство о постановке на учет физического (юридического) лица в налоговом органе». После указанной даты в соответствии с пунктом 2 Приказа ФНС России от 12 сентября 2016 г. № ММВ-7-14/481@ выдача справки на официальном бланке была приостановлена.

Теперь при необходимости свой ИНН можно получить в ФНС (налоговой службе) на простом (незащищенном) бумажном носителе или узнать в электронном виде. Как это сделать, мы расскажем в статье ниже.

При изменении персональных данных гражданина или учетной информации юридического лица. Идентификационный номер лица остается прежним (не меняется). Корректируются только сведения, внесенные в реестр единого налогоплательщика.

Номер налогоплательщика снимается с учета только в случае смерти физического лица или закрытия юридического лица. Исключенные номера больше никому не присваиваются.

Как выглядит свидетельство с ИНН

Ниже представлен сертификат, выданный до 2017 года:

Форма имеет различную степень защиты (голографический рисунок).

В настоящее время сертификат печатается в простой форме:

Информация, содержащаяся в документе, не изменилась.

Сертификат содержит следующую информацию:

  1. персональные данные налогоплательщика:
    1. ПОЛНОЕ ИМЯ,
    2. этаж,
    3. дата и место рождения.
  2. индивидуальный номер налогоплательщика;
  3. дата постановки на налоговый учет;
  4. наименование налогового органа, выдавшего документ;
  5. ФИО уполномоченного сотрудника ИФНС, его личная подпись;
  6. штамп ИФТ.

Для чего он может потребоваться физическому лицу

Если предположить, что NIT является способом идентификации налогоплательщика, то он может быть необходим в следующих случаях:

  1. с официальным трудоустройством;
  2. при декларировании доходов в случае получения доходов вне основного места работы;
  3. при оформлении налоговых вычетов;
  4. при использовании электронной системы госуслуг на одноименном портале.

Бывает, что некоторые граждане по религиозным убеждениям отказываются «подсчитываться», то есть получать свой номер налогоплательщика.

Государство с пониманием относится к их мнению и не требует от них получения идентификационного номера налогоплательщика; для таких граждан вышеуказанные действия могут быть совершены путем предоставления своих персональных данных (кроме действий на сайте Госуслуг). Это установлено в п. 7 ст. 84 НК РФ.

Где получить ИНН

Получить идентификационный номер, то есть зарегистрироваться в ФНС в качестве налогоплательщика, можно несколькими способами:

  1. посетить любую инспекцию ФНС. Важно: заявитель будет поставлен на учет в ФНС по месту жительства (по месту постоянной или временной регистрации). Через 5 дней сертификат с номером будет готов;
  2. направить документы (заявление и копию паспорта или иного документа, удостоверяющего личность) в ФНС заказным письмом. Справка также будет отправлена ​​налогоплательщику заказным письмом;
  3. посетите многофункциональный центр «Мои документы». Данное учреждение является «посредником» между различными государственными органами и гражданами в рамках получения какой-либо услуги;
  4. подать заявление по электронным каналам связи через официальный сайт ФНС или «Госуслуги».

Как было сказано выше, с 01.01.2017 свидетельство о присвоении номера налогоплательщика выдается в простой бумажной форме. Для его получения нужен только паспорт или свидетельство о рождении и паспорт одного из родителей, если НИЦ принадлежит несовершеннолетнему гражданину.

Получение идентификационного номера через сайт Nalog.ru

Рассмотрим подробно, как получить ИНН через официальный сайт ФНС:

  1. перейти на сайт по адресу: nalog.ru;
  2. в главном меню выберите «Физические лица»;

  3. нажать на раздел «ИНН»;

  4. выбрать вариант «Хочу встать на учет в налоговом органе» внизу страницы в разделе «Жизненные ситуации»;

  5. на появившейся в его нижней части странице нажмите кнопку «Перейти»;

  6. войти (авторизоваться) на сайт, выбрав один из вариантов и выпадающий список слева (по электронной почте или через учетную запись автора и т д.);

  7. заполнить поля электронного заявления, следуя инструкциям сервиса, и направить его в инспекцию ФНС.

Все, осталось только дождаться сообщения о том, что ваша заявка принята и обработана (засчитана). После этого вам будет предоставлен тот самый драгоценный номер, без которого теперь «никуда».

Как узнать ИНН по паспорту

Есть 2 способа узнать свой ИНН:

  1. Обратитесь в любую инспекцию ФНС. При себе необходимо иметь паспорт. Инспектор сделает запрос в реестр единого налогоплательщика и соберет необходимую информацию.
  2. Зайдите на официальный сайт ФНС или «Госуслуги» и узнайте номер онлайн.

Расскажем подробнее, как реализовать второй способ:

  1. нужно зайти на сайт налоговой службы по адресу nalog.ru;
  2. в меню в правой части страницы выбрать опцию «Узнать ИНН»;

  3. заполнить форму заявки. Важно: оформить заявление можно не только на гражданский паспорт, но и на другие документы, удостоверяющие личность заявителя:
    1. свидетельство о рождении для лиц моложе 14 лет,
    2. паспорт гражданина СССР,
    3. паспорт иностранца
    4. вид на жительство или свидетельство о разрешении на временное проживание,
    5. удостоверение беженца;

  4. после заполнения формы нужно нажать на кнопку «Подать заявку»;
  5. необходимая информация появится в строке результата (если данное лицо состоит на учете в налоговом органе РФ).

Как найти организацию по ИНН (проверить контрагента)

Зная ИНН фирмы, предприятия, организации, можно узнать следующую информацию:

  1. Существует ли это юридическое лицо? лицо в настоящее время или прекратило свою деятельность;
  2. занятие;
  3. имя;
  4. адрес (реальный и юридический) и контакты;
  5. наличие материальных активов у компании;
  6. финансовое положение за последний отчетный период (то есть на момент подачи юридическим лицом отчетности в налоговую в последний раз).

Проверка контрагента по ИНН – надежный способ убедиться в его благонадежности или, наоборот, узнать, что связываться с ним не стоит.

Краткое резюме

ИНН — это очень простой способ идентификации физического или юридического лица в едином реестре налогоплательщиков РФ. Фискальный агент назначается один раз. Если вы измените какие-либо данные, номер не изменится.

Поделиться:
×
Рекомендуем посмотреть