Что такое воспитание

Здравствуйте уважаемые читатели блога. Каждый человек проходит через процесс образования, который начинается с первого дня его жизни.

Они объясняют нам, что правильно, а что неправильно, учат полезным навыкам, основным видам деятельности, общению и примерному поведению.

Сначала это делают родители, потом воспитательница детского сада, потом школа и институт. Что такое образование, зачем оно нужно и как оно происходит? Тема сегодняшней статьи.

Определение и суть того, что такое воспитание

Воспитанием принято называть воздействие, направленное на человека с целью сделать его достойным членом общества.

Воздействие подразумевает внедрение положительных привычек в виде психологических новообразований.

Образование – это передача имеющихся знаний от старшего к младшему.

Это понятие можно рассматривать с двух сторон: влияние общества (что это такое?) на формирование индивидуального мнения и направленное воздействие педагогов.

Воспитание — это бесконечный процесс социализации

Если говорить об этом понятии в социальном аспекте, то получается, что человек почти всю жизнь кем-то воспитывается: родители воспитывают детей, начальник воспитывает подчиненного, сестра воспитывает брата, жена мужа, друзья разводят друг с другом и так далее.

Иногда взрослый извлекает для себя полезные уроки, даже наблюдая за маленькими детьми. Все это называется социализацией, о которой мы уже подробно говорили (см ссылку). Мы примеряем социальные роли, получаем различные статусы, определяем для себя социальные и моральные нормы.

Проще говоря, нас воспитывает общество, в котором мы живем.

Это включает в себя:

  1. сМИ;
  2. отцы;
  3. значимые другие взрослые;
  4. друзья;
  5. соседи;
  6. учителя и одноклассники;
  7. произведения искусства;
  8. дополнительные институты развития.

В результате такого воспитания происходит личностный и духовный рост личности, формируются поведение и мировоззрение (что это такое?), нравственные, культурные и нравственные ценности.

Таким образом, можно сделать вывод, что степень эффективности жизни взрослого человека зависит от качества образования.

Трудный, неуправляемый или затоптанный ребенок – это всегда результат неблагоприятного климата в семье и жестокого обращения с ним, прежде всего, со стороны родителей. Однако такие проблемы поддаются психологической коррекции до тех пор, пока психологическая среда меняется в лучшую сторону.

Воспитание — это еще и задача педагогики

С точки зрения педагогики (родительство как процесс является объектом ее изучения) воздействие на личность осуществляется воспитательным коллективом образовательного учреждения с целью формирования у нее специальных умений и навыков.

Каждое учебное заведение ставит перед собой задачу воспитать в человеке определенные качества (если вы учитесь на программиста, вас научат всему, что должен знать и делать программист, а не слесарь, бухгалтер или психолог).

Образовательный процесс ориентирован на развитие и основан на нем, так как зависит от вашего уровня. Методология (что это?) и постановка целей воздействия должны соответствовать стадии развития, на которой находится человек в данный период времени, а также следующим стадиям его роста.

Например, нет смысла учить годовалого ребенка читать, так как в данный момент он только учится ходить. Но лет через 5-6 такое мероприятие будет уместным и полезным. Есть, конечно, единственные, кто начинает читать в 3 года, но это исключение, а не правило.

Виды и принципы воспитания

Выделяют 6 видов образования, в совокупности направленных на всестороннее развитие:

  1. Психическое воспитание осуществляется школьными учреждениями, целью которых является развитие в ребенке его творческого потенциала, его умственных, аффективных и физических способностей, привитие нравственных ценностей.

    Школа стремится передать ученику определенный объем знаний, выявить и развить его творческий потенциал, превратить природные задатки в способности, сформировать научную картину мира, способствовать приобретению потребности в постоянном повышение уровня знаний.

  2. Политехнический – «призван» подготовить человека к выбору профессии путем знакомства с принципами и процессами различных видов производств, а также развивает любовь к труду, самодисциплину и ответственность.
  3. Трудовое воспитание — главный фактор развития личности (не зря говорят, что именно труд сделал человека из обезьяны). В этом процессе человек осваивает орудия труда, учится ими пользоваться, учится планировать действия и выполнять трудовую деятельность.
  4. Нравственный — прививает нравственно-этическую систему ценностей, норм и правил, существующих в обществе и одобряемых им. В основе такого воспитания лежит передача сформировавшихся понятий, привычек и убеждений подрастающему поколению.
  5. Эстетическое воспитание еще называют эмоциональным. Она направлена ​​на привитие эстетических вкусов, а также формирует у подростка интерес к эстетической деятельности. Одним словом, дети получают знания об эстетической культуре, развивают чувство прекрасного и воспитывают стремление быть красивыми и душой, и телом.
  6. Физические: развивает качества, помогающие личности в работе и умственной деятельности. Сюда входит правильное и здоровое развитие тела, воли, силы, выносливости. Пропаганда здорового образа жизни (ЗОЖ) и необходимость улучшения физических данных.

Образовательный процесс строится на принципах, представляющих собой положения, выражающие требования к методам и способам организации этого процесса. Современные принципы отражают:

  1. персональный подход к личности;
  2. человечество;
  3. уверенность в положительных явлениях процесса;
  4. блок воспитательных мероприятий;
  5. связь между учебой и работой.

Цели воспитания — это нужно обществу или индивиду

Теперь мы понимаем, что такое образование, но зачем нам растить детей? В чем смысл этого мероприятия? На данный момент существует две концепции цели образования.

Прагматическая концепция (ее, кстати, придерживаются США) предполагает, что цель образования — выживание.

То есть общество должно воспитывать социально эффективных, ответственных и законопослушных граждан, чтобы они ладили друг с другом и вместе думали, как им жить. Может, поэтому американцы такие спокойные, улыбчивые и дружелюбные?

Вторая концепция — гуманистическая, которая «видит» своей целью организацию таких условий, которые помогают личности развивать таланты и проявлять свое «я».

Некоторые специалисты на полном серьезе говорили, что само образование в том виде, которое существует на данный момент, бессмысленно и должно быть упразднено, чтобы дать человеку возможность развиваться естественно, не вмешиваясь в его истинную природу.

Первая концепция ставит во главу угла интересы общества (в США это интересы капиталистов, получающих послушное стадо), вторая — личности. Какой из них эффективнее и правильнее, неизвестно. По крайней мере, этот вопрос в научном пространстве до сих пор стоит на острие.

Дефекты воспитательного процесса

Итак, речь идет о положительном результате образования в том случае, если задачи этого процесса успешно выполнены. Если не? Так что речь идет о дефекте или, если хотите, о «браке».

Хорошо, если такие дефекты не угрожают ни самому индивидууму, ни обществу, в котором он живет, но верно и обратное. Например, если человек не овладел коммуникативными навыками и имеет проблемы во взаимодействии с окружающей средой (социофобия, например, или все те же мизантропы), — это беда, но не беда.

Но в случае возникновения разрыва в сфере нравственных ценностей может произойти катастрофа в виде жестокого обращения с людьми, насилия и убийства (это социопаты) .

Что может способствовать «браку» в образовании:

  1. психические расстройства человека и, как следствие, невозможность охватить весь процесс;
  2. особенности среды (семья, сад, школа);
  3. наследование пороков взрослых (пьющие, равнодушные родители воспитают беспризорника со всеми вытекающими последствиями);
  4. нехватка ресурсов (например, у бедняков нет возможности приобрести дополнительные знания);
  5. технологические и методические затраты (ошибки учителя).

Дефекты воспитания, в свою очередь, являются причинами девиантного (ненормального) поведения, которое осуждается обществом и представителями закона.

Автор статьи: Коваленко Лилия Сергеевна (психолог)

Поделиться:
×
Рекомендуем посмотреть